ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ

    консультации детей дошкольного и школьного возраста


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ
Некипелова А.В.
тел: +7 927 740 79 04

Время работы:
пн. - пт.: с 11-00 до 20-00
Кабинет:
Самара, Димитрова 131.


ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКИХ КАПРИЗОВ

Свой протест и недовольство маленькие дети часто выражают плачем, криком, поведением, заслуживающим иногда названия каприза, нарочно создавая, провоцируя ситуации, которые дали бы им повод для более или менее подходящей, соответствующей реакции. Они, что называется, «придираются» ко всякому удобному или неудобному поводу, а иной раз и сами нарочно создают его, чтоб дать выход накопившемуся у них раздражению — как это, впрочем, нередко делают и взрослые.

Само собой разумеется, что наказание за капризы в какой бы то ни было форме совершенно исключается. Ведь это значило бы сделать для ребенка еще более неприемлемой и без того непосильную для него ситуацию. Не лучшей оценки заслуживает и поведение взрослого, сводящееся к тому, чтобы «переупрямить» ребенка. Это настолько очевидно, что распространяться об этом совершенно излишне.

Но из этого вовсе не следует, что необходимо немедленно идти навстречу всяким капризным требованиям (даже если это легко осуществимо для родителей, — что не всегда бывает) из боязни «раздражать» ребенка, не останавливаться ни перед какими уступками ради спокойствия ребенка (а в самом деле скорей ради своего собственного).

Необходимо прежде всего проследить, как влияет такое уступчивое поведение взрослого на ребенка. Каждодневный опыт показывает, что если идти немедленно навстречу всем капризным требованиям ребенка, то требования эти не только не прекращаются, а часто, наоборот, разрастаются и принимают труднообратимые формы.

Попытка ликвидировать каприз излишней уступчивостью, лаской, нежностью усиливает у ребенка чувство обиды, лежащей в основе каприза, несправедливости к нему, укрепляет его в его праве требовать компенсацию и усиливает его чувство жалости к самому себе — что еще больше озлобляет его, раздражает и заставляет еще сильнее протестовать, кричать, плакать.

Капризы не столь безобидны и быстротечны, как это может показаться, они представляет собой «специфическую реакцию психики» ребенка, указывающую на наличие бессознательного конфликта между требованиями, влечениями, желаниями и реальностью. Каприз обозначает нежелание ребенка принять эту реальность и его отрицательную, упрямую установку (Trotzeinstellung) к ней. Каприз - есть индикатор и следствие неудачного или еще неудавшегося процесса освоения "принципа реальности".

Как правило, по мере совершенствования и укрепления психических защит "детские капризы" (как внешнее проявление) постепенно сходят на нет, уступая место невротическим симптомам.

>